Налоговым кодексом Российской Федерации с 1 января 2014 года введено обязательное досудебное урегулирование налоговых споров всех без исключений актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий должностных лиц налоговых органов, перед обращением в суд.
В Российском налоговом законодательстве закреплена единая, понятная система досудебного урегулирования налоговых споров.
В частности, для налогоплательщика теперь четко закреплены две стадии процесса: досудебный и судебный.
Существует два вида жалоб – это «Апелляционная жалоба» и просто «Жалоба».
Отличие «Жалобы» от «Апелляционной жалобы» заключается в том, что «Апелляционной жалобой» - признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права, а «Жалобой» - признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа если, по мнению Заявителя, обжалуемое решение нарушает его права.
Законом установлено, что жалоба рассматривается в вышестоящем налоговом органе, но подается она в ту Инспекцию, которая вынесла ненормативные акты, или действия (бездействие) которой обжалуются. Далее жалоба вместе с материалами будет самостоятельно направлена Инспекцией в вышестоящий орган для рассмотрения.
Если говорить о сроках подачи жалобы, то срок подачи жалобы на ненормативный акт, действие (бездействие) налогового органа составляет один год с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Срок подачи «апелляционной жалобы» ограничен одним месяцем.
Сроки рассмотрения вышестоящим налоговым органом будут исчисляться с момента, когда жалоба попала в вышестоящий налоговый орган.
Решение по апелляционной жалобе, на решение Инспекции, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, принимается в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 дней.
Существующий порядок обжалования достаточно удобен для налогоплательщиков: он прост, оперативен и не требует финансовых затрат (уплаты государственной пошлины).
Ежемесячно Инспекцией в последний понедельник месяца проводится «День оказания бесплатной юридической помощи налогоплательщикам».
Межрайонная ИФНС России № 8 по Ханты-
Мансийскому автономному округу - Югре