Константин Панков (1910 г. р., уроженец села Саранпауль, в настоящее время – Берёзовский район, Ханты – Мансийский автономный округ, погиб в 1942 г. на Волховском фронте) — советский, мансийский и первый ненецкий художник. Считается создателем «северного изобразительного искусства». Стал известен благодаря его биографу Г. Гору.
Константин Панков родился на Крайнем Севере в семье охотника. Его отец был ненцем, а мать манси. С детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картин.
Поступил в Институт народов Севера в Ленинграде. Художественной студией института в то время руководили: А. Успенский и Л. Месс. Они в полной мере осознали, насколько сложным и необычным был пройденный их талантливым учеником путь, только два года назад бывшим охотником и рыболовом. Панков и его товарищи по студии понятия не имели о давних традициях западного и русского искусства до самого приезда в Ленинград просто потому, что они никогда не видели картин. Может быть, Панкова следовало первым делом отправить на экскурсию в Эрмитаж или Русский музей и показать шедевры Рембрандта и Рубенса, Брюллова, Александра Иванова. Но Успенский и Месс не хотели торопить события, поскольку Панков никогда не видел даже фотографий, за исключением портретов в институте.
Константин Панков и его товарищи украшали северный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в 1937 году – советский павильон Международной выставки в Париже. Десятки тысяч парижан были поражены изобразительным искусством народов Крайнего Севера. Жюри выставки высоко оценило работы северян, присудив им золотую медаль «Гран При».
Как только началась Вторая мировая война, Константин Панков вступил в Красную Армию в качестве снайпера и разведчика. Он воевал на Волховском фронте и в 1942 году был убит в бою.
Панков уникален в своем роде, потому что он, родившись охотником, сохранил народные представления о жизни и непосредственность тайги и совместил их с современной техникой живописи и безупречным чувством цвета и композиции. Высокие эстетические качества картин молодого художника, их особый характер, не могли остаться незамеченными. Картины Панкова и его товарищей по студии были неоднократно напечатаны во многих журналах в тридцатые годы. Они украсили Павильон Крайнего Севера на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и советский павильон на Парижской выставке 1937 года. Тысячи и тысячи парижан, при посещении советского павильона, были глубоко впечатлены искусством малочисленных национальностей Советского Крайнего Севера, которым Октябрьская революция дала новую жизнь. Жюри выставки высоко оценило работы художников Крайнего Севера, в частности, Панков был удостоен Гран-при и золотых медалей. Почетный диплом выставки, которым был награжден Институт народов Севера, хранится в Ленинградском музее Арктики.
Всего семь лет Панков работал профессиональным художником. Только считанное количество работ сохранились до наших дней; они хранятся сегодня в Ленинградском музее Арктики, отдельные работы в Тюменском музее изобразительных искусств, остальные — в частных коллекциях по всему свету.
После рассказа о художнике дети могли задать любые интересующие их вопросы. Главный вопрос прозвучал так: «Почему картины Панкова выглядят так, будто их нарисовал ребенок?» Ответ касался мировоззрения каждого человека в отдельности. Каждый из нас видит мир по-своему, и мы не знаем, как видит его тот или иной человек. Судя по всему, Константин Панков свой мир видел именно так, как изображал его на своих картинах. А возможно, в его голове отложились именно детские воспоминания о Севере, самые яркие и незабываемые.
В заключение ребята поучаствовали в викторине, посвященной особенностям нашего края – Югры. За каждый правильный ответ давались жетоны. В завершение все участники получили заслуженные призы.
По словам заведующей детской библиотекой Людмилы Никитюк, подобные мероприятия проходят в летнее время каждую пятницу, а осенью, зимой и весной – каждую субботу. Главная цель таких мероприятий - просвещение. Дети приходят добровольно, берут книги, играют и при этом участвуют в беседах, викторинах, пополняя свой багаж знаний.